Этапы развития щенка. Социализация и развитие
- 23 февраля 2016 в 18:35:04
- Отзывы : 0
- Просмотров: 2054
Приобретая щенка, Вы мечтаете о тех днях, когда Ваш питомец будет доставлять Вам удовольствие своей работой и поведением. Но прежде чем это произойдет, предстоит немалый путь к достижению поставленной цели, предстоит большая и кропотливая работа по воспитанию и обучению щенка. Существует много путей для достижения конечной цели, но лишь немногие из них приводят успеху.
Количество мнений и суждений о том, когда, как и каким образом развивать и воспитывать щенка существует великое множество. Пожалуй, каждый владелец собаки имеет об этом свое собственное суждение, оно может основываться как на личном опыте, так и на полученной извне информации. Мы не ставим своей целью рассматривать достоинства или недостатки тех или иных методов развития щенка существующих в кинологической среде, уделять внимание их положительным или отрицательным сторонам. Мы предлагаем Вам методику и практику развития щенка, основанную как на известных исследованиях в области физиологии и психологии животных, а также основывающуюся на громадном опыте, полученном нами в процессе дрессировки собак. Другими словами, все излагаемые нами концепции и взгляды нашли полное подтверждение в непосредственной работе с собаками.
Единственное, о чем мы скажем один только раз, и это является для нас аксиомой в отношении к собакам, это то, что с первых дней появления щенка на свет необходимо в пассивной или активной форме стремиться развивать его, представлять ему информацию об окружающем мире, формировать его адекватное поведение на взаимодействие с окружающей средой. Но делать это необходимо, соблюдая такт и осторожность, набравшись терпения и имея понимание к существующим способностям и имея чувство меры к существующим способностям обучаться у Вашей собаки.
"Развитие и только развитие в совокупности с наследуемыми способностями залог успешной и полезной работы собаки на протяжении жизни!"
Мы можем лишь сожалеть о точке зрения тех владельцев, которые считают развитие и социальную адаптацию щенка в самом малом возрасте пустой тратой времени. Такой подход лишь говорит об их невежестве, некомпетентности и ограниченности. Мы выражаем соболезнование тем собакам, которые принадлежат таким владельцам.
Переходя непосредственно к развитию щенка мы первоначально остановимся на тех этапах развития, которые происходят на первом году жизни.
Исследуя и анализируя отечественную и зарубежную кинологическую литературу, можно вычленить несколько основных этапов развития щенка. Это этапы взросления и этапы социализации, они состоят из нескольких частей (периодов).
Как Вы можете заметить, количество периодов взросления не совпадает с количеством периодов социализации. Это связано в первую очередь с тем, что в течение достаточно небольшого количества времени (6-8 месяцев), помимо физического развития щенка происходят очень значительные психологические и социальные изменения в его поведении и развитии. Именно в этот период закладываются основы дальнейшего поведения щенка, и именно поэтому необходимо максимально полно способствовать этим социальным процессам, участвовать в них и при необходимости корректировать.
Теперь мы предлагаем Вам более подробно рассмотреть этапы взросления и социализации и помочь Вам понять процессы, протекающие в них.
Начальные периоды взросления и социализации зачастую выпадают из сферы контроля будущего владельца собаки и целиком находятся на совести заводчика. В этот период помимо хорошего питания кормящей суки и помощи ей в обслуживании и самостоятельном воспитании помета, было бы желательно с 3-й по 4-ю неделю понемногу начинать знакомить щенка с проявлениями того, что его окружает.
Далее, начиная с 5-й по 12-ю недели, протекает, пожалуй, самый ответственный этап, как в физическом, так и в социальном развитии щенка. У щенка быстро развиваются функции двигательного аппарата, развивается и стабилизируется координация движений, начинается адаптация к окружающей среде. Физическое развитие становится толчком к активному и быстрому развитию исследовательского и социального поведения щенка.
Данный период является во многом определяющим с точки зрения формирования дальнейшего поведения и характера собаки. Очень важную роль в этом процессе играет открытый известным этологом К. Лоренцом, феномен импринтинга запечатления, когда происходит своеобразное программирование памяти щенка путем запечатления своего вида и человека.
К сожалению, в отечественной кинологической среде практикуется ранняя передача щенка его будущему владельцу. Зачастую щенок отдается в 1,5 месяца и в дальнейшем остается в изоляции от других собак. Такое положение вещей чревато тем, что у щенка происходит импринтинг только на человека и, став взрослым, он с большой долей вероятности не сможет нормально общаться с другими собаками. Происходит формирование психически ненормальной собаки. Подобное поведение заводчика, ранняя раздача помета, не может оправдываться боязнью инфекционных заболеваний или финансовыми трудностями, оно может объясняться только исключительно этологической некомпетентностью и невежеством, приводящим к катастрофическим последствиям для психики собаки.
Процесс социализации в детский период состоит из двух частей. С 4-й по 7-ю недели жизни щенка протекает период запечатления, в это время щенки начинают приспосабливаться к окружающей среде, активно ее исследуют и начинают регулировать свое поведение в зависимости от обратной реакции на их исследование животных, людей, предметов. Щенки активно общаются друг с другом, матерью и с теми, кто их окружает, происходит постепенное собирание различных поведенческих реакций в так называемые "блоки поведения". Важно отметить, что в данные период щенки легко пугаются и подвержены опасности получения психологической травмы из-за своей гипервосприимчивости ко всему новому. Поэтому задача заводчика или владельца - обеспечить постепенное, постоянное, корректное и информационно-емкое познание щенком окружающего мира. Необходимо действовать с большой долей терпения и такта, представляя щенку новую для него информацию, помня о возможности получения им психологической травмы.
Срок с 8-й по 12-ю недели занимает период социализации, когда происходит адаптация щенка к окружающей среде. Начало этого периода мы считаем наиболее оптимальным временем для передачи щенка его новому владельцу. Положительная тенденция к сближению в поведении щенка еще достаточно высока, и он очень легко войдет в контакт с новым человеком. В данный период поведение щенка характеризуется своеобразным методом проб и ошибок. Набивая на чем-то "шишки", или, наоборот, не получив ее, щенок исследует и формирует границы приемлемого для себя поведения. В это время владельцу важно расставить все точки над "i".
С момента появления щенка в семье должна про водиться методичная и целенаправленная работа по воспитанию щенка, необходимо регулировать и закреплять желаемое для владельца поведение, приучать щенка к внутреннему распорядку (ритму) жизни семьи и ее иерархии. Для решения этих задач в арсенале владельца имеется большой выбор средств влияния и воздействия: это и ласка, и пища, и игры, и эмоции, и слова, и сила. Как ни в какой другой период воспитания и обучения важно пользоваться приемом подкрепления. Необходимо обеспечивать дальнейшее поступление новой информации об окружающем щенка мире. Прогулки, игра и пища - вот основные инструменты информационного развития в этот период.
Примерно с 2,5 месяцев можно начинать знакомство и объяснение щенку простых навыков: "Сидеть", "Лежать", "Нельзя", "Ко мне". Адаптировать его на ношение ошейника и прогулки на поводке, а также на Ваши манипуляции (воздействия) руками.
После "детского" периода развития щенка наступает "подростковый" период, который продолжается до половозрелости. Щенок все также активно осваивает окружающий мир, он подвижен и любознателен, активно стремится к незнакомым ситуациям. Происходит постепенное формирование и накапливание жизненного опыта. Для владельца собаки этот период один из самых сложных, так как происходит не только физическое, и личностное, интеллектуальное развитие его питомца. Переход к этапу полового созревания связан с гормональными изменениями организма собаки.
Одновременно наступает и следующий этап социализации, так называемый период ранжирования, когда происходит окончательная субординация в межличностных взаимоотношениях. В этот период возможны попытки со стороны собаки устроить ревизию существующей иерархии, ставящие своей целью улучшить свою ранговую позицию. Это может проявляться в разных формах неповиновения: рычания, оскаливания вплоть до агрессии. Сюда можно отнести занятие комфортных мест (кресел, кроватей, диванов), проявление чувства ревности. Со стороны владельца подобные действия не должны оставаться без ответа, они всегда должны быть наказуемы и всегда владелец должен выходить победителем в подобного рода конфликтах. У собаки должен отсутствовать опыт побед подобного типа!
После завершения периода ранжирования приходит черед периода стайного порядка. В это время устанавливается твердое распределение между вожаком и стаей. Для собаки важен порядок, она должна видеть и чувствовать, что ей руководит и управляет достойный член ее стаи - лидер. Лидеру она охотно подчиняется и выполняет его приказы, одновременно получая удовольствие от общения с ним. Как никогда для владельца полезна последовательность и уверенность в управлении собакой, это делает его действия прогнозируемыми, понятными и авторитетными для собаки.
В "подростковый" период способности щенка к обучению развиваются полностью и мы не должны терять столь драгоценное время для обучения и дрессировки. Необходимо с большей энергией и энтузиазмом продолжать воспитание и обучение щенка. Вводятся и отрабатываются более сложные навыки: "Хождение рядом", "Выдержка", «Аппортирование предметов" и другие. Важно только помнить, что, занимаясь, Вы не должны превращать процесс обучения в пытку и насилие над щенком. Понимание и желание - вот основные критерии успешных занятий в этом возрасте.
В период от половозрелости до физической зрелости (6/8 месяцев - 1,5/3 года) у собак окончательно развивается мускулатура и костяк, формируются все формы социального поведения, и окончательно складывается характер. Собака в состоянии выдерживать более высокие психические и физические нагрузки, это позволяет окончательно подготовить ее в соответствии с требованиями дисциплинарных нормативов и одновременно начать подготовку по более сложным и специфичным нормативам. Однако, очень важно, чтобы собака продолжала знакомиться с окружающим миром в течение всего первого года жизни. Владельцу же необходимо постоянно и последовательно соблюдать те правила межличностных взаимоотношений, сформированных на предыдущих этапах взросления и социализации.
Резюмируя все выше сказанное, Вы должны сделать единственно правильный вывод: только от Вас и Вашей активности и целеустремленности в деле развития щенка на его первом году жизни зависит то, насколько оправдаются Ваши надежды на удачное и взаимовыгодное сосуществование в дальнейшем.