Обучение собаки. Основные принципы

Обучение собаки. Основные принципы

Обучение собаки. Основные принципы

  • 23 февраля 2016 в 17:14:04
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 1129
  • 0
 
Итак, свершилось! Вы стали счастливыми обладателями мохнатого четвероного комочка. Появление в Вашей жизни собаки несет в себе не только радость от обладания и общения с живым существом, но и сразу возлагает на Вас бремя ответственности за его воспитание и обучение, за его социальную адаптацию в окружающий мир. В связи с этим перед Вами встает вопрос о том, чем занять щенка, как его воспитать и обучить, чтобы в последствии он не был бестолковой обузой, а был преданным и полезным другом и помощником.

Прежде чем приступать к какой бы то ни было работе со своим питомцем, необходимо представлять себе четко и ясно, что формирует его поведение, какие мыслительные процессы происходят в его голове, что является "Движущей силой" при принятии им тех или иных решений. Поэтому совершенно логичным шагом с Вашей стороны будет поиск соответствующей информации в книгах и журналах, пишущих о работе с собаками. Чтобы облегчить Вам эту работу и сохранить Ваше время, мы сделали это, и предлагаем эту информацию Вашему вниманию.

В начале славных дел

В современной кинологической литературе можно встретить два взгляда, две теории на то, что определяет и формирует поведение собаки.
Согласно одному из них, так называемой "теории условного рефлекса" академика И.П. Павлова, все поведение собаки можно трактовать, как ее ответную реакцию на различные воздействия окружающей среды при помощи нервной системы - "бытие определяет сознание и поведение." Дрессировка же представляется в виде выработки и затем дальнейшего использования в работе нужных условных рефлексов. В свете этой теории собака предстает перед нами этаким биороботом, когда для определенного действия необходимо нажать соответствующую кнопку (подать команду) и ждать выполнения.

Но, к сожалению, то, что хорошо и гладко происходит в теории, зачастую совершенно не подтверждается на практике. Например: обученная ПОДХОДИТЬ к Вам по команде "Ко мне" собака, отлично выполняя эту команду на дрессировочной площадке, вдруг перестает это делать на фоне играющих соплеменников, вне пределов дрессировочной площадки, в плохую погоду и тому подобное. Объяснить такое ее поведение с позиции данной теории не представляется возможным, тут она (теория) заходит в тупик и умолкает. Оказывается собака не биоробот, а что-то другое. Что?

Ответить на поставленный вопрос нам поможет другая теория, называющаяся "теория функциональных систем" академика П.К. Анохина. Согласно этой теории собака предстает перед нами как высокоорганизованное и интеллектуальное живое существо. Поведение животного рассматривается не как ответная реакция на воздействие окружающей среды, а, наоборот, поведение животного - это активное воздействие на окружающий мир "сознание формирует поведение и определяет быт".

Жизнь собаки, как и любого живого существа, постоянно связана с борьбой за существование, поэтому вся деятельность ее организма направлена на определенный приспособительный результат - выживание в окружающем мире. Следовательно, чтобы выжить в процессе своего поведения собака должна удовлетворять возникающие у нее потребности организма (еда, сон, борьба, ласка и т.п.). Та потребность, которая в конкретный момент времени превалирует в организме собаки, является доминирующей потребностью. И эта доминирующая потребность будет формировать и направлять поведение - собаки в конкретный момент времени. Поведение же будет целиком направлено на то, чтобы удовлетворить эту доминирующую потребность полностью или частично. Например: ваш щенок хочет играть. Он будет стараться предложить Вам поиграть с ним, будет приставать к Вам. Одновременно он не будет реагировать на Ваше нежелание играть с ним, на Ваши грозные позы и слова, не будет брать вкусный кусочек лакомства. И это будет продолжаться до тех пор, пока Вы с ним не поиграете, тем самым удовлетворите существовавшую у него потребность в игре. После этого у щенка возникает другая потребность, которая будет требовать удовлетворения и которая будет формировать его дальнейшее поведение. Можно сказать, что поведение собаки - это последовательное и постоянное удовлетворение возникающих в процессе жизни потребностей.

Все потребности можно условно разделить на две группы:
  • биологические, связанные непосредственно с обеспечением работы организма;
  • социальные, отвечающие за контакты с внешней средой и требующие социального партнера (человека, собаки).
Каждой породе присуща своя характерная и своеобразная комбинация тех или иных потребностей, а также степени их проявления и характера их удовлетворения.
Помимо межпородного различия по потребностям собаки, как личности могут различаться по уровню проявления общебиологических характеристик: возбудимость, эмоциональность и другим.
Совокупность всех вышеуказанных потребностей и характеристик и создает свой неповторимый образ каждой собаки. Посмотрите внимательнее на своего питомца, и Вы увидите особенности его поведения и нюансы его характера. Собака - это уникальный мир со своей жизнью, это "маленькая вселенная", не изучив и не исследовав которую, невозможно управлять ею.

Исследуя (тестируя) поведение Вашей собаки, мы можем составить примерную картину наличия и степени развития потребностей и общебиологических характеристик. Это поможет выявить предрасположенность Вашей собаки к конкретному виду деятельности, выявить наличие недостатков в поведении и воспитании, спрогнозировать будущее развитие полезных качеств. Все это вместе взятое поможет эффективнее работать с Вашей собакой. Более конкретную информацию Вы сможете получить от дрессировщика после тестирования Вашего питомца.

Резюмируя все вышеизложенное можно сделать вывод:

  • собака - это личность;
  • удачная работа с собакой возможна лишь когда учитываются ее интересы;
  • необходимо постоянно изучать поведение своей собаки;
  • удовлетворение потребностей собаки в процессе дрессировки - залог ее успеха.
Соблюдая эти правила как основу работы с собакой, Вы легко и быстро достигнете поставленной цели, а Ваша собака получит от этого удовольствие